7+

Сайт Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад "Аян" с. Тээли Бай-Тайгинского района РТ

Родительское собрание Салчак И.А. на тему «Роль матери и отца в воспитании и развитии ребенка

Роль матери и отца в воспитании и развитии ребенка
(родительское собрание для группы раннего возраста)

Сегодня мы собрались с вами поговорить о самом дорогом, что есть у нас – о наших детях. Поступление малыша в детский сад – это его первый шаг в самостоятельную жизнь, который не всем детям дается легко. Наша задача сделать так, чтобы период адаптации прошел для ребенка безболезненно. Для этого между нами, взрослыми, должны установиться дружеские, партнерские взаимоотношения, и в этом нам может помочь игра. Так давайте мы с вами поиграем.
1. «Давайте познакомимся» — игра с мячом.
Цель – помочь познакомиться друг с другом, снять психологические барьеры в общении.
Воспитатель берет мяч и представляется. В конце игры каждому родителю предлагается назвать свое имя.
2. «»

Спасибо всем за участие в игре, а теперь давайте поговорим по теме нашего собрания.
Все люди, если они не имеют физических недостатков, рождаются приблизительно одинаковыми. Ответственность за разделение детей на умных и глупых, добрых и злых ложится на воспитание. Любой ребенок, если ему дать то, что нужно и когда нужно, должен вырасти смышленым и с твердым характером. Важно развивать в ребенке его безграничные потенциальные возможности, делая это так, чтобы в его жизни было как можно больше радости.
Маленький ребенок с потрясающей скоростью развивается как физически, так и умственно, нам важно стимулировать его развитие. Родители должны очень внимательно
Наблюдать за тем, что необходимо ребенку, что тему интересно, так как именно они ближе всего к малышу. При этом необходимо забоится о том, чтобы это влияние было балготворным. Ученные доказали, что если для роста ребенка с самого рождения созданы разнообразные условия, это дает значительный эффект в формировании его интеллекта.
Окружайте маленьких детей лучшим что у вас есть. Мозг ребенка, пока он мал сравним чистым листом, и все то, что он получит, будет запрограммировано в нем на всю жизнь.
Не советуем давать ребенку книжки с примитивными картинами, думая, что он не помет более сложного языка живописи. Знакомьте ребенка с картинами Пикассо, получайте удовольствие, слушая вместе с ребенком классическую музыку, тогда подростковом возрасте не придется журить ребенка за попсу, которая запечатлеется в мозгу с раннего детства. Сила воздействия музыки и живописи, формирующих эстетических вкус, зависит от раннего воспитания, и если будет заложен прочный фундамент это облегчит ребенку дальнейшую жизнь.
Кто из вас может вспомнить случай из своего раннего детства?
Мы почти нечего не помним из раннего детства, если только это события не было из ряда вон выходящим. Да и то скорее всего, заполнили со слов мамы, или других взрослых. Однако это не означает полного забвения. Каждое впечатления и опыт, полученные в возрасте до 3 лет, становятся частью основания сформировавшееся личности. Известно, что под гипнозом, любой человек, если ему внушить, что он маленький, что ему год от роду, начнет говорить и вести себя как годовалый ребенок. А это значит, что любые впечатления детства навсегда сохраняются нашем сознании.
Как Вы считаете, что полезно вашему малышу?
Общение ребенка с матерью, в частности тактильное общение, очень важно для его развития, особенно умственного. Не бойтесь почаще брать ребенка на руки. Не игнорируйте плач малыша – это для него единственное средство привлечь к себе внимание.

Когда ребенок плачет, это значит, что он о чем-то просит, и оставлять его просьбу без ответа – значит лишать его самого начало общения. Родители, которые много разговаривают с ребенком, оказывают огромное влияние на его интеллектуальное развитие. Но, если они разговаривают с ним на «детском языке», правильные языковые навыки не сформируются. Не сюсюкайтесь с малышом, он быстро подрастет, и ему придется понимать обще принятый язык. Очень хорошо, если ребенок слушает литературные сказки на аудио кассетах по радио. Ему совершенно не обязательно все понимать, главное, чтобы у его выработалась привычка слушать и запоминать слова с правильными ударением, интонацией и акцентом. Не грамотная речь и плохое произношения – продукт среды, в которой растет ребенок. Для малыша полезно слушать и музыку, которая делает человека возвышенным и красивым.
Часто малыши начинают ломать игрушки, рвать книги. Хорошо это или плохо?
В этот период ребенок входит в стадию самоутверждения. Не подавляйте его стремление к самовыражению, не навязывайте ему свои представления: «Не рви книжку», «Не бросай бумагу на пол», «Рисуй домик так!». Не слишком ли много запретов на одного маленького ребенка. Помните, все, что ребенок делает руками: рисует, разбрасывает игрушки, рвет бумагу, — это работает на развитие его интеллекта и творческих задатков.
По этому давайте ему в руку как можно раньше карандаш. Восьми месяцев он уже может его удерживать. Хватательные способности лучше всего говорят о здоровом развитии ребенка.
Кто из Вас дома разучивает с детьми стихи?
Воспитатель сообщает о результатах своего общения с детьми (кто какие стихи знает).
Какие стихи Вы отбираете для разучивания с ребенком?
Стихи должны быть короткие, ритмичные, легко запоминающиеся, в то же время должны нравиться малышу. Интеллект ребенка способен удерживать в памяти от 100 до 200 коротких стихотворений. Но память «ржавеет» если ее не использовать. Чем интенсивнее она используется, тем лучше функционирует и развивается. Способности ребенка, к запоминанию нужно тренировать пока он находит удовольствие в повторении. При этом важно вызвать у ребенка интерес, а не принуждать его к учению, так как это худших способ обучения. Так например в место того чтобы учить ребенка считать, лучше заинтересовать его цифрами. Вместо того чтобы учить его писать, разожгите интерес к процессу письма.
Задача родителей – подготовить ребенка к обучению. Для этого необходимо создать определенные условия, например, чтобы ребенку захотелось рисовать, вокруг его должны быть и карандаши с красками, и бумага.
Конечно интерес – это лучший стимулятор в воспитании ребенка. Однако здесь следует помнить о том, что интерес к чему – то одному быстро пропадает, поскольку любопытство ребенка безгранично. А любопытство ребенка – важное условие познание мира и совершенно не обходимо ему для его умственного и интеллектуального развития.
Любопытство рождает интерес, который в свою очередь воспитывает волю. Воля к действию не появляется на пустом месте она стимулируется интересом и в свою очередь побуждает человека к дальнейшему развитию. Младенец слушает сказку, позже он интересуется картинками, затем буквами и наконец, хочет научиться читать.
Положительно или отрицательно Вы сами реагируете на слово «учиться»?
Какие ассоциации оно вызывает?
(Учеба в сознании прочно ассоциируется с насилием над волей. А она должна сочетаться с удовольствием, только тогда можно достигнуть больших успехов.)

Знаете ли Вы, какой у детей ведущий вид деятельности? (игра)
Нам бы очень хотелось, чтобы родители побольше играли со своим ребенком дома. Ведь через игру ребенок развивается, познает окружающий мир, учится вести себя в этом мире. Поэтому надо как можно больше играть с ребенком в разные игры.
Как Вы считаете, сколько игрушек – много или мало – должно быть у ребенка?
Не допускайте, чтобы вокруг ребенка было слишком много игрушек, это его подавляет и ему трудно сосредоточится на чем — то одном. Лучше всего маленький ребенок играет с одной игрушкой, придумывая разнообразные игры с ней. Здесь хороший предметы заместители, например кусок дерево или коробка, которые могут преобразиться в сказочный дом или чудесное озеро. Ребенку будет куда интереснее играть с ними, чем с дорогими игрушками из магазина. Помните избыток игрушек рассеивает внимание ребенка. Не идите у малыша на поводу и не покупайте все, что он просит этим Вы достигните прямо противоположного эффекта. Лучше всего для игры ребенку предлагать разнообразные предметы – жесткие и мягкие, грубые и нежные, тяжелые и легкие, развивая тем самым его тактильные ощущения. Ребенку интересна все, что его окружает. Он их трогает и ощупывает рвет и бросает – все это свидетельствует о его растущей любознательности и творчестве. При этом помните, что ребенку скучно играть с готовой игрушкой. Она не переставляет для него ценности, если он не может что –то делать с ней руками приспособить в соответствии ос своим воображением. Для ребенка игровой материал – это все, что он трогает и видит. И лучше всего разборные игрушки, соответствующие его возрастным возможностям. Позволяющие ребенку включаться в движение: трогать, двигать, расстегивать, открывать и т.д. Затем все эти навыки пригодятся ребенку в жизни.
Как Вы считаете, что лучше для ребенка – вседозволенность или строгость в воспитании?
В семье, где придерживаются принципа «свободного» воспитания: не регулярный уход за ребенком, кормление. Когда ребенок попросит, обилие игрушек и в о же время отсутствие внимания, когда забывают вовремя положить спать, — ребенок вырастает неуверенным. Таким детям не хватает любви и внимания взрослых. В то же время чрезмерное забота может сделать ребенка нервным и застенчивым. А вот дети, выросшие в любви, как правило, скорее адаптируются к обществу, они более уравновешенны и добры.
Черты лиса передаются ребенку по наследству. А выражения его лиса – это зеркало, в котором отражаются отношения в семье. Анализ многих правонарушений, совершенных подростками, показывает, что в основном эти дети выросли в неблагополучных семьях.
Доктор Шиничи Сузуки однажды сказал: «Когда вы придете домой, поставьте перед собой своих детей, вглядитесь в их лица, и вы прочтете всю историю своих супружеских отношений»
Все хорошее и плохое в детях – результат воспитания с самого их рождения.
Совсем не обязательно делать что-то особенное, чтобы способствовать раннему развитию ребенка. Самое лучшее для начала – это создать гармоничные отношения между мужем и женой и приятную психологическую атмосферу дома.
Влияют ли взаимоотношения родителей на ребенка? Как влияют?
Безусловно, на формирование личности оказывает влияние, как ведут себя родители друг с другом и с ребенком, что они делают и чувствуют, как разговаривают. Ребенок, воспитанный небрежным человеком, будет небрежным угрюмым – неразговорчивым, всегда не в духе. Но даже если человек знает свои недостатки, их нелегко исправить, по – этому следует быть осторожным в своем поведении. Если мы простудились, стараемся не подходить близко к ребенку, надеваем марлевую повязку. Но не все из нас заботятся о том, чтобы не передавать детям свои недостатки.

Вирус по названием «нервозность» у родителей гораздо более заразный и сильный, чем простуда. Помните это в присутствии ребенка обращайте внимание на свое поведение, особенно когда у детей самый подражательный возраст. Трехлетние дети имитируют все: жесты, манеру говорить, походку и т. д. Это склонность к подражанию влияет и на эмоциональное состояние ребенка. Ребенок, поиграв с нервным ребенком, сам может стать нервным. Подражая, ребенок не просто обезьянничает – он проявляет свое творчество. Не ругайте его за это чтобы не убить в зародыше творческую личность. Важно – разумно направлять поступки ребенка, так как от этого зависит его будущая способность к творчеству.
Из двух методов воспитания – поощрение и наказание – какой Вам кажется наиболее действенным?
Чему Вы отдаете предпочтение в своем общении с ребенком.
Дело в том что и похвалой и наказанием нужно пользоваться очень осторожно. Обсудить с родителями ситуацию, например:
— Ребенок которому хочется во всем подражать своей маме, берет стакан сока и несет его. Мама говорит: «Нельзя» и бросается в ужасе к нему, боясь, что он прольет сок.
Каковы последствия такого воспитания?
(Ответы родителей) В дальнейшем ребенок не будет помогать маме.
Скажите, если у Вас время для занятий с ребенком?
Да, все мы заняты, забот невпроворот и не хватает времени на общение с ребенком. Однако перед сном найдите возможность пообщаться с ребенком, спойте ему песенку, расскажите добрую сказку. Исследования показали, что можно достичь самых неожиданных результатов, обучая ребенка в состояний полусна. Папа которого малыш не видел целый день, может уложить его постель. Причем ребенок как можно чаще должен общаться со своим отцом. Если ребенок видит отца редко и только выслушивает его нотации, он, скорее всего будет воспринимать его как постороннего. Неуверенный в себе ранимый ребенок часто не испытывает теплых чувств к отцу. И скорее всего вырастет покорным и бесхарактерным. Если отец пьянствует, груб с женой и не занимается воспитанием, то в такой семье ребенок может вырасти испорченным и даже стать преступником.
Хотя ведущая роль в воспитании и обучении детей принадлежит маме, отцы не должны передоверять воспитание детей женам.
Воспитание ребенка – это не вопрос времени и денег.
Если бы время и деньги играли столь большую роль, то чем можно объяснить тот факт, что в богатых семьях часто вырастают оболтусы, а в бедных – талантливые дети.
Родители должны помнить, что дети – это не собственность родителей. Не родители,
а сам ребенок – хозяин своего будущего.
Воспитывать ребенка – это значит все время воспитывать и самого себя. Пусть ваш ребенок будет лучше вас. «Ученик превзошел учителя» — это основная цель воспитания.

Решение родительского собрания

• Создать в семье необходимые условия для правильного развития и воспитания ребенка;
• Развивать в ребенке его безграничные потенциальные возможности.;
• Пересмотреть игрушки ребенка, пополнив их разборными игрушками и предметами – заместителями в соответствии с возрастом;
• Ознакомление с родительским договором;
• Ознакомление годовым планом с родителями;
• Выбор нового родительского комитета;
• Утренники «Золотая осень» и «Праздник игрушек» будут организованы 23 октября, игрушки по решению родительского собрания посильную помощь, добровольным пожертвованием со стороны родителей, по сумме игрушку 500 рублей приносят родители 23 октября 2009 года;
• Вносить плату за содержание ребенка в ДОУ в сумме 20%, 50%, 70% от затрат на одного
ребенка по итогам предыдущего квартала в срок до 20 числа текущего
месяца;
• Приводить ребенка в опрятном виде, чистой одежде и обуви, маркировать все одежды ребенка;
• Обеспечить учебными принадлежностями своего ребенка.